Мастерские слова
Данная программа ориентирована на совершенствование литературного образования в целом, но предполагает и преодоление современной ситуации отторжения от литературы даже у самых запущенных, кажущихся совершенно безнадёжными учеников. Постепенное, поэтапное сопровождение к миру культуры: чтению, слушанию, собственному творчеству – цель данной программы. Необходимо создать условия для творческой самореализации личности учащихся, обозначить для каждого перспективу творческого роста, собственно творческого переосмысления мира.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность и углублённый, профессионально ориентированный уровень освоения.Цель программы: Развитие творческих способностей обучающихся методом погружения в мир литературной классики. Помощь в выборе будущей профессии.
Педагогами применяется опыт работающих в настоящее время инновационных технологий: французских мастерских, уроков критического мышления, программ профильного элективного образования. Используются разные типы мастерских (творческих лабораторий, кафедр, студий): мастерские разрушения педагогических стереотипов, мастерские построения знаний, мастерские творческого письма.
Отличительные особенности программы. Мастерские – это инновационное обучение, без принуждения и порабощения мысли ребенка. При традиционном обучении все идут в одном строю: впереди учитель, он ведет, он знает, он подгоняет отстающих, оценивает движение каждого. При инновационном обучении педагог подводит к огромной горе и говорит: «Дети, видите эту гору? Вам надо на нее забраться. Я верю в вас» (А.Окунев), - и каждый сам намечает ту высоту, на которую он поднимется, сам решает, кого возьмет в попутчики Учитель не играет роль надзирателя ( все ли работают?), роль пастуха ( туда ли идет стадо?). Слово учителя, конечно, более серьезно, но он не выступает монархом знаний, как это часто бывает на обычном уроке. Даже самая лучшая традиционная форма несет в себе принцип: « делай, как я!» или « делай лучше меня!». Закон же мастерской – « Делай по-своему». Ребенок раскрывается, растет, начинает верить в свои возможности. Это восхождение к самому себе, своему «я». Вопросы идут от детей, а не от педагога. Решаются они самими обучающимися, индивидуально, потом в парах и группах. Рождается радость открытий, дарующая восторг собственного творчества, ощущение собственной значимости и уважение к неповторимости другого.
Один из важных моментов на занятиях – «индукция» (наведение на мотивационный запрос), создание эмоционального настроя, включение ассоциативного мышления, формирование личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор (художественный образ, фраза, текст…) помогает разбудить чувства, вызвать поток воспоминаний, ощущений, вопросов. И на каждом занятии ученик погружается в слово, чтобы потом – на уроке, дома – «прорасти в слове».
Участник мастерской идет от своих слов через деятельность всех – к расширению словаря, от личных ассоциаций, восприятий через социализацию – к узнаванию себя и других. Смысл любого слова, любого словесного образа может быть прояснен только тогда, когда это слово подключено к энергетической сути всего художественного произведения. Только всей системой словесно-художественного воздействия воспитываются зачатки эстетического отношения к миру, и через преодоление импульсивных ощущений и неорганизованной мысли формируется подлинно человеческая гамма чувств.