Психологические знания – школьникам
Проблема организации психологического образования старшеклассников, особенно в данный нестабильный период нашего времени, очень актуальна.
Представители различных теоретических направлений рассматривают юность как период стресса и психологических проблем, обусловленных среди прочего психосексуальным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевыми конфликтами, статусной неопределенностью и неустойчивостью социальных ценностей подростка. В целом юность трактуется как переходный период от детства к взрослости. Эриксон считает, что главной задачей индивидуального развития в период юности является самоопределение и формирование личной идентичности. Изменения, происходящие в образе тела, в отношениях с родителями, со сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и в отношении к обществу в целом, соединяются в едином процессе переосмысления молодым человеком самого себя. Это находит выражение в развитии трансформации Я-концепции в период юности. Все эти перемены, которые происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто его окружает.
Если подросток не сумел сформировать личную идентичность, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может пойти по четырем основным линиям:
1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений;
2) размывание чувства времени; неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен;
3) размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизировать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности;
4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания.
Поскольку программа имеет практическую направленность, то ее логика строится с учетом 4-х аспектов практического сознания, которые функционируют в единстве:
- система ценностей;
- система оперативных знаний;
- система практических действий;
- самосознание себя, своих проблем и действий, организация волевых усилий для их решения.
Из чего следует организационный и мотивационный компонент обучения, то есть в начале и в ходе всего курса акцентируется внимание учащихся на 4-х вопросах:
- зачем, ради чего необходимо освоение курса, темы и какие возможности открываются при их изучении;
- какие психологические механизмы лежат в основе данной темы и курса в целом;
- что конкретно делать, какова программа действий по самоорганизации, самовоспитанию и развитию;
- какие существуют психологические трудности, что мешает личностному развитию.
Программа основывается на принципе поэтапности. Благодаря этому, учащиеся постепенно углубляются в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я».
Стратегическую линию программы практического обучения можно изобразить таким образом:
- Получение новой информации о себе.
- Переосмысление представления о своем образе «Я».
- Выстраивание нового типа отношений с самим собой и окружающими.
- Закрепление нового позитивного жизненного опыта и адекватного реагирования.
Проблема организации психологического образования старшеклассников, особенно в данный нестабильный период нашего времени, очень актуальна.
Цель программы:
Формирование гармонично развитой личности.
Задачи программы:
1. Обучающие:
- формирование знаний о психологии как науки,
- умение использовать приобретенные знания,
- обучение подростков умению видеть собственные недостатки и принимать их, а также умению принимать недостатки других людей,
- расширение пассивного и активного психологического словаря учащихся.
2. Развивающие:
- осознание ценности, уникальности собственного «Я» и «Я» каждого человека, общности с другими людьми,
- осознание причин и последствий своего поведения и поведения других людей,
- формирование адекватной установки в преодолении трудностей – установки преодоления.
3. Психолого-педагогические:
- помощь в осознании ответственности за собственную судьбу,
- снизить уровень тревожности, неуверенности в себе, в своих силах и умственных возможностях,
- оказание помощи в улучшении межличностных отношений.
Программа адресована подросткам 15-17 лет.